?

Log in

No account? Create an account

На пленарном заседании Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённом Советом Федерации в октябре 2010 года, был показан фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации» (его можно посмотреть на сайте Российского Союза за здоровое развитие детей: http://obrzdrav.ru/video.shtml). Хотя речь на Симпозиуме шла о тяжёлых последствиях влияния гиподинамии и гипокинезии в учебном процессе на здоровье современных детей, но в качестве примера было показано, как космическая медицина открыла механизм быстрого разрушения здоровья человека в условиях космического полёта, когда гиподинамия и гипокинезия проявляются в крайней форме.

Итак, 1июня 1970 года стартовал космический корабль «Союз-9». Это был десятый год пилотируемых космических полётов. Космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов работали на орбите почти 18 суток. По тем временам это был рекордный по продолжительности полёт. Но  в историю космонавтики и мировой медицины он вошел, прежде всего, своим неожиданным результатом. После приземления у космонавтов резко ухудшилось состояние жизненно важных функций. Огромных усилий потребовалось от врачей, чтобы спасти им жизнь. Только через неделю после полёта космонавты смогли встать на ноги. После этого им потребовался продолжительный курс реабилитации. С тех пор в медицине появился термин «эффект Николаева», который описывал явления физического и психического разрушения здоровья человека от обездвиженности в условиях невесомости, как крайней формы гиподинамии и гипокинезии.

Представители космической медицины пришли к выводу, что 18 суток являются предельным сроком пребывания человека в космосе. Казалось, пилотируемая космонавтика не может дальше развиваться. Советские американские медики начали активный поиск решения этой проблемы. Выход нашли советские специалисты. Решение оказалось простым. Оказалось, что надо нагрузить скелетно-мышечную систему  космонавта, создать имитацию гравитационного воздействия на его организм. Так была разработана система защиты космонавта от разрушительных воздействий невесомости. Основу этой системы составляют интенсивные занятия на беговой дорожке, велоэргометре.

Изумляет, насколько прочен организм человека и универсальны механизмы поддержания его жизнедеятельности. 2-х часовой ежесуточной нагрузки на скелетно-мышечную систему  оказалось достаточно, чтобы обеспечить работу человека в космосе более года. Именно эта нагрузка была положена в основу системы защиты космонавтов от «эффекта Николаева». Можно сказать, пилотируемая космонавтика получила вторую жизнь.

К сожалению, это открытие советской космической науки исследователи не перенесли в нашу повседневную земную жизнь. Всё больше людей понимают, что недостаток движения является бичом современной цивилизации. Особенно это видно в современной школе. По данным специалистов, 70-90 процентов времени бодрствования современные дети и подростки проводят в сидячем положении. А ведь генетическая потребность и страсть к движениям у развивающего ребёнка во много крат выше, чем у взрослых. Склонённый за партой ребёнок вызывает у взрослых умиление – ребёнок овладевает знаниями. Но, как показано в фильме, ведущие российские медики, специалисты по различным болезням, констатируют иное: в это время ребёнком овладевают болезни раннего старения.

 

В те же 70-е годы этот же механизм был вскрыт группой учёных под руководством д.м.н. Базарного В.Ф. из Красноярского НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР, которая занималась проблемой угасания здоровья учащихся.

При этом комплексом научных исследований впервые в мировой науке было установлено, что организация учебно-познавательного процесса на основе доминантной сидячее–обездвиженной, закрепощённой учебной позы является главным фактором глубокой и нарастающей в поколениях дезорганизации конституции людей на генетическом, клеточном, телесном и психомоторном уровне.  «Эффект Николаева» проявляется в современной образовательной среде так же как и в космосе. Установлено: систематическое образование (а, по сути, воспитание) детей в сидячей позе приводит к деградации в поколениях видового эволюционно значимого  телесно-гравитационного баланса (равновесия), в итоге – сенсорного контроля за произвольной психоконструирующей моторной сферой. В свою очередь, это привело к зарождению и нарастанию в поколениях таких «современных» синдромов как  психомоторного напряжения (стресса) детей в процессе их учебной деятельности, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), а так же  психоэмоционального выгорания. Внешним выражением внутреннего напряжения ребенка является пребывание его в мышечном спастическом состоянии, сопровождающемся недопустимо низким склонением над учебным столом, (синдром низко склонённой головы). Данный синдром есть основной внешний признак внутреннего стресса и запуска механизма разрушения здоровья детей. Его открытие Председатель Президиума Сибирского Отделения АМН СССР в 70-е годы прошедшего века академик В.П. Казначеев оценил как «научное открытие мирового значения».

Исследованиями было установлено главное – механизм разрушения здоровья и в космосе и на Земле одинаков. Только там хватает дней, а на Земле школьных лет, чтобы произошла трагедия.

В.Ф. Базарным, его учениками и последователями  доказано самое главное: изменение укоренённой в школе согбенно-напряжённой доминантной учебной позы качественно улучшает здоровье. Основной должна стать сообразная видовой эволюции человека прямоходящего телесная вертикаль. Она возвращает детям гравитационную опору, укореняет и развивает телесно-координаторные функции, повышает творческий потенциал моторных способностей рук и, как следствие, нейтрализует синдром стресс-напряжения детей в учебном процессе. В результате нормализуется генетическая, клеточная и иммунологическая активность; оптимально развиваются функциональные системы, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка.

При всей многогранности подходов к развитию, сбережению и укреплению здоровья учащихся (питание, экология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика и т.д.) профессор В.Ф. Базарный с учениками органически соединили учебный процесс с  постоянной ориентировочно-поисковой деятельностью на основе реальных движений. Это создало условия для максимального удовлетворения ребёнка в  двигательной активности. Этим факторам отводится основная роль в полноценном развитии растущего организма и профилактике школьных форм патологии.

Несмотря на то, что прошло 33 года после публикации положительных результатов данной системы в «Медицинской газете», 23 года после утверждения программы министерством здравоохранения РФ, более 10 лет после получения на данные режимы положительного заключения Роспотребнадзора проблемой проблем является игнорирование этой программы системой управления образованием на фоне неуклонного роста   обездвиженности учащихся. А ведь ещё И.П.Павлов говорил:  все  лечебные средства  не могут заменить одного движения. Движение же может заменить все виды лечений. Нынешние управленцы (вчерашние школьники), взращенные системой образования в массе своей психологически, да и физически не могут преодолеть привычку к сидению. И лишь отдельные волевые личности могут это сделать.

Только один пример. Известный норвежский ученый Х. Сейффарт приводит такие данные обследований учащихся в 50-е годы: из 229 ребят 1-го класса лишь у 5 процентов имелась удовлетворительная осанка. И это в спортивной Норвегии! Исправить ее только за счет увеличения числа уроков физкультуры и занятий в спортивных секциях нельзя. Существенно улучшить осанку можно только за счет рационально-подвижной (динамической) организации каждого академического урока.

Несмотря на это, система образования по-прежнему, упорно годами вырабатывает так называемую «педагогическую усидчивость», а по сути,  вырабатывает в детском возрасте устойчивый косно-неподвижный динамический стереотип (привычку), который, в конце концов, и заканчивается синдромом «детей овощей» (дети не хотят двигаться!), а так же хроническими неэпидемическими болезнями взрослых. И эти болезни со второй половины XX века  имеют стойкую тенденцию к росту во всех развитых страна, где прочно господствует современная система образования.

 Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. С целью практической реализации телесной и чувственной активности детей на академическом уроке разработаны педагогические здоровьеразвивающие технологии, включающие оригинальные средства сенсорной дидактики и режимы обучения, которые апробированы в более 3,5 тыс. образовательных учреждениях (преимущественно в России и странах СНГ). Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же  целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом требования организма человека. Школьная мебель конторка и связанные с ней режимы обучения являются революционным подходом (простым и самым дешёвым) в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.

За 33 лет исследований  установлено, что только при использовании конторки и режима «динамических поз» в школе и дома:

  • жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3 раза;
  • плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;
  •  проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей       уменьшается в 5–6 раз;
  • в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни косно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;
  • в  классах, работающих в традиционном режиме за партой, более 60 % учащихся поддаются гипнозу, что практически не отмечается у детей и подростков, занимающихся за конторками. Таких детей трудно подчинять своей воле. У них нет психозависимости.

Таким образом, НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН является alma mater самого действенного профилактического направления формирования здоровья народа на этапе детства, разработанного в 80-е годы коллективом учёных под руководством основоположника теории и практики отечественной здоровьеразвивающей педагогики, д.м.н., профессором В.Ф. Базарный.

Научные выводы данного исследования универсальны и доказательны.  Они вполне применимы при организации рабочих мест в современных офисах, профессиональная деятельность  в которых связана с напряженным зрительным трудом и дефицитом движения. К тому же есть опыт внедрения данного профилактического направления ещё в 80-е годы в «Сибцветавтоматика» (Новосибирск) и ряде других предприятий Сибири, который был отмечен золотой медали ВДНХ (1987 г.).

Федеральная программа такой реорганизации рабочего места людей с позиции эргономики, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья, станет пионерской в мировой и отечественной практике обеспечения простой, но наиболее эффективной методикой профилактики ухудшения здоровья  работников и примером для других стран. В мире растёт потребность к такому к такому подходу. На Западе, спустя 33 года после публикации о достижения отечественной науки по данной тематике, такая тенденция появилась, но носит стихийный характер. Так, например, по сообщению газеты «Ведомости» от 8.09,2011 г. в Силиконовой Долине (США) сотрудники «Google», «Facebook» и других известных компаний по собственной инициативе в массовом порядке переходят на конторки. Неужели опять Россия начинает упускать свой приоритет, и мы скоро будем брать пример с … американцев?

Будем, если система управления Россией не станет восприимчивой к своим прорывным и не затратным разработкам. Пример с космосом весьма поучителен. Там на создание системы защиты космонавтов от «эффекта Николаева» и её запуск потребовался год, и она стала неотъемлемой частью программы работы космонавтов и одним из важнейших компонентов их жизнеподдержания. А на Земле и за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). Специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И то ли ещё будет…

Будет, если власть, общество – а это всё родители – не проявят элементарную заботу о детях, дав им, да и себе тоже, свободу движения.

Основной задачей Российского Союза за здоровое развитие детей является перевод деструктивной для здоровья детей современной среды обитания, в т.ч. и в семье, и, особенно, в системе современного образования, на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по здоровому развитию ребёнка в семье и школе, «модернизации образования», «новой школе» и подобным «инновациям» обречены на провал, как и все предыдущие многочисленные и весьма затратные федеральные и региональные программы, связанные с улучшение детского (да и не детского) здоровья.

 Фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации» заканчивается словами: «Порой говорят: школа – это стартовая площадка в жизнь. Не засидитесь на «старте»! ПОРА ВСТАВАТЬ!».

Ищу учителя

Ищу учителя

Цикл документальных фильмов об уникальных авторских школах - «Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко), лицее «Текос» Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других единственных в своём роде учебных заведениях.


Во второй передаче цикла "Ищу учителя" приняли участие представители Российского союза за здоровое развитие детей известные учёные В.Ф. Базарный, М.М. Безруких и В.Р. Кучма

Комитет Государственной Думы по образованию — Круглые столы

В Государственной Думе 07.06.2012 прошёл круглый стол по теме "Вопросы здоровья в учреждениях профессионального образования: состояние и проблемы отрасли и законодательства", в котором приняли участие представители Российского союза за здоровое развитие детей Базарный В.Ф. и Берчун В.В.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Симпозиума «Образование и здоровье в аспектах законов

 раскрытия всех потенциалов человека»,

проведённого в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы долголетия"

(г. Красноярск, г. Железногорск, 17-18 мая 2012 года)

 

Симпозиум проводился НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН совместно с ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, МСОУ Лицея № 103 раздельного обучения «Гармония» (г. Железногорск) при участии представителей научных и образовательных учреждений России.

 

Рассмотрев и обсудив проблемы и перспективы воспитания и обучения подрастающего поколения России, участники Симпозиума отмечают, что именно образование играет стратегическую роль в воспроизводстве творческого потенциала народа, в формировании физического, психического, нравственного здоровья подрастающих поколений и тем самым воспроизводит трудовой потенциал общества, поддерживает духовную историю народа и обеспечивает национальную безопасность государства.

 

Краткий обзор проблемы влияния образования на качество развития и здоровья народа, раскрытие потенциалов человека

Мы отмечаем, что уже в XIX веке, когда страны Европы перешли ко всеобщему обязательному начальному образованию, животрепещущей социальной проблемой народов стала угасающая жизнеспособность (здоровье) школьников. Это означало, что предложенная модель образования затронула корни древа человеческой жизни, а в итоге – жизнестойкость всей видовой человеческой популяции. Именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них «болезней старчества», названных школьными формами патологии (патология зрения, позвоночника, сердечно-сосудистой системы, психической сферы и др.). Для расследования причин выше отмеченного в ряде европейских стран были созданы правительственные комиссии по школьной гигиене.

Эти вопросы активно дискуссировались на съезде немецких гигиенистов в Нюрнберге (1877), гигиенистов в Гааге (1884), Лондоне (1890) и Будапеште (1894), на съезде немецких филологов и учителей в Трире (1879). Состоявшийся в 1880 г. в Брюсселе Третий Международный конгресс по образованию сделал школьную гигиену одной из тем пленарного заседания. Проблемы школьного здравоохранения широко изучались в медицинских обществах Англии, Германии, Франции.

Наконец, об этом стали говорить на 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904 г.), Лондоне (1908 г.) и Париже (1910 г.). Был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии не осознаваемого до конца хронического переутомления и истощения жизненных сил, отрицательно сказывающегося на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся. На семинаре, организованном европейским региональным бюро ВОЗ (1956) на тему "Здоровье детей и школа", отчетливо прозвучала тревога по поводу "школьного стресса". Позже в документах ВОЗ прочно заняли свое место такие понятия как "школьные стресс", "дидактогения", "школофобия" и т.п.

К сожалению, на протяжении всего XX столетия внимание исследователей было приковано лишь к внешним средовым (гигиеническим) условиям. Психофизиология и эргономика самого учебного процесса оставалась вне поля зрения исследователей.

 

Создание здоровьеразвивающего направления педагогики

Мы особенно подчёркиваем, что только Красноярский НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР в 70-х годах прошлого века предложил обществу решение проблемы здорового развития ребёнка в процессе учебной деятельности. Здесь группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.

Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс, основанный на пресловутой педагогической «усидчивости», ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье новых поколений народа. Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей. В этих условиях исподволь, от поколения к поколению, через детский сад и школу, через неблагополучную, да и благополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует около 200 лет.

Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального угасания жизнеспособности, порождаемого сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально-коррекционных педагогических приемов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая и психомоторная конституция человека.

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Программа получила положительные заключения ведущих научных центров Минздрава РФ, РАН и РАМН и в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Разработанные образовательные технологии в конце 80-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике.

Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

Внедрение здоровьеразвивающей педагогики

Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом генетической и психомоторной потребности человека. Школьная мебель, известная как «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения получили глубокое научное обоснования и стали революционным подходом в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.

Таким образом, благодаря подвижнической деятельности В.Ф. Базарного и его сторонников было создано самое действенное направление формирования здоровья народа на этапе детства.

Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников всё более востребуется в России и за рубежом. Сегодня только в нашей стране около 4-х тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты. И число их растёт, но только за счёт отдельных подвижников-энтузиастов.

Мы констатируем, что, к великому сожалению, в России так и не сформирована научно обоснованная государственная политика здорового развития новых поколений народа. Вот и в системе образования за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). По-прежнему сохраняется стойкая тенденция роста общей заболеваемости среди детского населения. Так, по заявлению участников XVI Конгресса педиатров России от 27 февраля 2012 года:

 

- Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 26,6%, при этом среди детей в возрасте 15-17 лет – на 97,8%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.

- Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих во взрослую жизнь (то есть в фертильный возраст). По данным официальной статистической отчётности, за последние 5 лет частота нарушений менструаций среди девочек в возрасте 10-14 лет увеличилась на 80%, среди 15-17-летних – на 50%, среди девушек этой возрастной группы распространённость сальпингита и оофорита увеличилась на 30%.

- Более 40% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. По данным научных исследований, среди мальчиков частота андрологических болезней увеличилась на 50%, почти у 150 девочек в возрасте 15 лет из каждой тысячи обследованных выявляются болезни мочеполовой системы, из которых 84% - гинекологическая патология. По результатам выборочных исследований и данным осмотров при военно-врачебной экспертизе, болезни мужских половых органов ежегодно выявляются более чем у 4 000 юношей 17-18 лет.

- Вызывает серьёзную тревогу состояние психического здоровья, особенно детей старшего подросткового возраста. Если за последние пять лет частота психических расстройств и расстройств поведения среди детей в возрасте до 14 лет снизилась на 12,3%, то среди 15-17-летних произошёл рост показателя на 21,6%.

 

Мы особенно подчёркиваем, что специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И беда страны, что почти 30 лет упущено, что взращено ещё одно очередное больное поколение, которое уже дало потомство, что лишь отдельные энтузиасты – воспитатели и учителя, редко управленцы и лишь единицы руководителей регионов – понимают истинные причины обвального нездоровья детей и активно действуют в этом направлении. И никакие «инновации в образовании» и «наши новые школы» без перевода деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу ничего, как всегда, не дадут. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования», обречены на неудачу. Пример тому принятие и реализации федеральных программ «Дети России», «Здоровый ребёнок». В частности, по заключению Счётной Палата РФ, после «успешного» выполнения этих программ здоровье детей продолжало неуклонно ухудшаться.

 

Итоговое заключение.

Мы хорошо понимаем, что без существенных перемен в эргономике учебного процесса, направленных на максимальный учет возрастных, гендерных учебно-познавательных способностей учащихся, даже при высоком уровне учебной и медицинской инфраструктуры, не удастся снизить риски деградации здоровья школьников, повысить степень их гармоничного развития. Мы полагаем, что, учитывая нынешнее положение, когда больные родители рожают всё более ослабленных детей, которые приходят в школу физиологически незрелыми с хроническими патологиями, отечественной системе образования необходимо срочно придать официальный режим коррекционной здоровьеразвивающей педагогики.

По мнению участников Симпозиума, внедрение здоровьеразвивающей педагогики, обеспечивающей полноценное раскрытие и развитие физического, психического и творческого потенциала учащихся становится первоочередной задачей общественных, государственных и политических структур. Это направление должно стать фундаментальным для запуска других прорывных педагогических технологий в масштабе страны.

 

В связи с этим мы поддерживаем:

 

- идеи и Обращение Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённого Советом Федерации с участием структур Совета Европы в октябре 2010 года (http://obrzdrav.ru/news.shtml#symposium_2010_docs), материалы которого были направлены руководителям регионов России в октябре 2011 года первым заместителем Председателя Совета Федерации А.П. Торшиным;

- усилия образовательного, медицинского, родительского сообщества по внедрению здоровьеразвивающей педагогики;

- «Обращение к учителям и родителям России» Председателя ООД «Российский Союз за здоровое развитие» Коробейникова А.А. и его письмо к Президенту Российской Федерации Путину В.В. (http://obrzdrav.ru/documents/Putin_open_letter_2012.pdf).

 

Мы считаем, что систему отечественного образования следует привести в соответствие с российским законодательством и, прежде всего, с требованиями:

- ст. 51 Федерального Закона «Об образовании», декларирующей, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;

- ст. 4 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ставящей целью государственной политики «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…, защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие»;

- ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гласящей, что:

1. «В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям».

Безусловно, мы осознаём, что реализация требований обозначенных выше статей федеральных законов влечёт за собою качественно новый социальный заказ перед отечественной системой образования, т.е. неотложное изменение стоящих перед ней целей и задач. Исходя из существующих федеральных законов, социальным заказом перед отечественной системой образования должно стать обеспечение физического, нравственного, гендерного, творческого и психического развитие новых поколений народа. Главным же сертификатом для оценки качества работы системы образования должен стать «Аттестат на физическое, творческое, нравственное, гендерное и психическое развитие выпускника образовательного учреждения». Всё это потребует качественно иного научного, организационного, законодательного, материального и кадрового обеспечения работы системы российского образования.

 

Мы обращаемся с предложением к председателю ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» Коробейникову А.А. довести данную резолюцию до Президента Российской Федерации, Правительства РФ, руководства Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Роспотребнадзора, Счётной Палаты, органов надзора за исполнением федеральных законов РФ, до руководства и научных организаций РАН, РАО и РАМН, органов управления образованием и здравоохранением всех уровней, учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также образовательных учреждений России, политических и общественных организаций, занимающихся детством, и родительского сообщества.

 

Принято единогласно

18 мая 2012 года

г. Красноярск, г. Железногорск

Вновь избранному Президенту Российской Федерации

В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Предметом настоящего обращения к Вам являются проблема деградации здоровья детей в ходе образовательного процесса, а также предлагаемый механизм радикального исправления ситуации.

Ещё в 2006 году Вы метко подметили: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зелёные» («КП», 6.10. 2006г). Другими словами, дети приходят в школу незрелые, а уходят из школы – измождённые, замученные и, как следствие, с угасающим здоровьем.

Итоги ежедневного измождения детей в образовательных учреждениях неадекватными природе ребёнка режимами и технологиями так называемого образования озвучил в том же 2006 году Президент РАМН академик М. М. Давыдов: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ».

О том, что в нашей стране используется чуждая моторной и эмоциональной природе ребёнка технология обучения на протяжении многих десятилетий заявляют не только самые авторитетные специалисты в области детства, но и министры образования и здравоохранения. Ниже приведём их заключения.

  • Министр здравоохранения 80-х годов Е. И. Чазов: “За голову хочется схватиться, - до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?”
  • Министр образования РФ Е. В. Ткаченко: “И тут я впервые узнал, что для 7-8 летних малышей контрольная робота связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете ...»
  • Министр образования РФ В. Г. Кинелев: «Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания...»
  • Министр образования РФ В. М. Филиппов: “За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!”
  • Главный государственный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко: «За период школьного обучения количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастет в 1,6 раза. А в учебных учреждениях с повышенным уровнем образования - в два раза.
  • Начальник Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майор медицинской службы В. Куликов:

В прошлом году (2007 г.) из армии были уволены 8, 2 тысячи солдат и офицеров с больной психикой.

Итог обсуждаемой проблеме подводит Президент Д.А.Медведев: «Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе».

Всё происходящее – явление глубоко закономерное. Речь идёт о продолжающихся полвека школьных реформах, которые выполнялись административно сверху без научного обоснования. В итоге у нас сложилась технология обучения, направленная против жизни и здоровья детей.

Парадокс этой трагедии в том, что ещё в 70 - 80-е годы ХХ столетия на базе СО АМН СССР была разработана и как в параллельном мире уже более 30 лет выживает педагогическая здоровьеразвивающая программа построения учебного процесса, которая имеет положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН. Программа в 1989 году утверждена Минздравом России (по согласованию с Министерством образования РФ) в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы - В. Ф. Базарный с соавт). Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике.

Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Но на официальном, управленческом уровне её не только игнорируют (ведь работать надо, а не бесконечные «инновации» придумывать). Все эти годы государственная система образования использует в школах не утверждённые Минздравом РФ и Роспотребнадзором РФ режимы и методы организации и проведения учебного процесса, что является грубым нарушением с. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ». По многочисленным научным исследованиям именно они оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей, именно поэтому, как более 30 лет отмечают ведущие научные центры России, «сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детского населения». Кстати, такая же тенденция присутствует и во всех так называемых цивилизованных странах.

Данная проблема стала темой Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся», проведённого Советом Федерации с участием структур Совета Европы в октябре 2010 года. Симпозиум организован в развитие моего доклада Парламентской Ассамблее Совета Европы по данной проблеме (2006 год), экспертом которого от России выступал д.м.н., профессор В.Ф. Базарный. Хочу подчеркнуть, что здоровьеразвивающая педагогика, обеспечивающие профилактику детской заболеваемости и гармоничное развитие учащихся в системе образования, является прорывным направлением, которое Россия может предложить мировому сообществу. Во время работы форума гости посетили школы, реализующие данную программу на голом энтузиазме (а таких только в России более 3 тысяч), и убедились в положительных результатах реализации выше обозначенной программы. Замечу, что такой форум в России проводился впервые за 200 лет, так называемой эпохи Просвещения.

Уважаемый Владимир Владимирович! Отрадно, что при недавнем посещении Саяно-Шушенской ГЭС Вы побывали в гимназии «Эврика», многие годы внедряющей выше обозначенную здровьеразвивающую программу обучения детей, и остались высокого мнения. Безусловно, в этом чрезвычайно важном для государства и народа Деле необходима государственная политика и государственные программы её реализации. В связи с этим, мы предлагаем проблему деградации здоровья детей в образовательных учреждениях (с нашим участием) вынести на Совет Безопасности РФ для её анализа и принятия практических мер по радикальному исправлению ситуации.

К великому сожалению, в России так и не сформирована научно обоснованная, ответственная государственная политика здорового развития новых поколений народа. Вот поэтому, в системе образования за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). Специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И беда страны, что почти 25 лет упущено, что взращено ещё одно больное поколение, которое уже дало потомство, что лишь отдельные энтузиасты – воспитатели и учителя, редко управленцы и лишь единицы руководителей регионов – понимают истинные причины обвального нездоровья детей и активно действуют в этом направлении. И никакие «инновации в образовании» и «наши новые школы» без перевода деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу ничего, как всегда, не дадут. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования», обречены на неудачу. Пример тому – принятие и реализации федеральных программ «Дети России», «Здоровый ребёнок». В частности, по заключению Счётной Палата РФ, после выполнения этих программ здоровье детей продолжало неуклонно ухудшаться. Деньги потрачены, все вроде бы при «деле», а результата нет.

Приглашаю Вас посетить одну из школ в г. Москве (№ 760 имени В.П. Маресьева), использующей данную программу, и лично ещё раз убедиться: каких здоровых (физически, психически и духовно-нравственно) молодых людей выпускает эта школа, расположенная в экологически наиболее неблагополучном месте Москвы. И, как глава государства, Вы сможете сделать вывод, что при минимальных экономических затратах через 2–3 года можно увидеть перелом в продолжающемся многие годы обвальном ухудшении здоровья подрастающего поколения России. И сделает это система образования.

Это и будет один из действенных способов решения озвученной Вами демографической проблемы России в качестве вновь избранного Президента РОССИИ. Ведь для лечения и дальнейшего медицинского обеспечения детей, имеющих патологические заболевания, требуются огромные денежные расходы государства и родителей. Ну, а какое потомство они дадут, можно видеть на росте в России числа инвалидов. Давайте вместе разорвём этот инфернальный круг. У нас имеются принципиальные наработки, у Вас – право на решение. Соединив это с ответственностью, поработаем на Россию и её будущее.

         

Председатель Российского Союза за здоровое развитие детей,

Почётный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы


А.А. Коробейников

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы долголетия», которая состоится 17-18 мая 2012 года на базе НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения РАМН, будет проходить симпозиум по теме «Образование и здоровье в аспектах законов раскрытия всех потенциалов человека». Ибо истоки долголетия своими корнями уходят в качество раскрепощения и воссоздания видовых потенциалов человека в период детства.
Хорошо известно, что именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них болезней старения. Кстати, об этом говорилось на 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904 г.), Лондоне (1908 г.) и Париже (1910 г.). К сожалению, за истекшее столетие международным научным сообществом, кроме России, механизм данной трагедии так и не был всесторонне исследован.
НИИ медицинских проблем Севера является alma mater самого действенного профилактического направления формирования здоровья народа на этапе детства. Здесь в 70-х годах группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения телесных и духовным потенциалов человека. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы учебно-познавательного процесса не только в России, но и за рубежом.
Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка технологии и технические средства дидактики, которые имеют положительные заключения ведущих научных центров Минздрава РФ, РАН и РАМН. В 1989 году программа была утверждена Минздравом России. Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнодзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников, всё более востребуется в России и за рубежом. Сегодня только в нашей стране около 4-х тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты. И число их быстро растёт.
Симпозиум проводится совместно с Российским Союзом за здоровое развитие детей для обсуждения проблемы развития и здоровья детей в учебном процессе, а также результатов внедрения в образовательные учреждения системы массовой первичной профилактики «школьных» форм патологий, в основе которой лежат сообразные природе ребёнка технологии воспитания и обучения.
Программа работы симпозиума предусматривает пленарные и секционные заседания, круглые столы и посещение открытых уроков лучшей школы Красноярского края, применяющей технологии В.Ф. Базарного.
К началу работы симпозиума планируется издать сборник докладов и тезисов выступлений участников.
Подробная информация о мероприятии - на сайте НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения РАМН.